Всего на сайте:

Статей: 46
Категорий: 6



Объявления:


Статистика:

Профилактика подростковой наркомании и детского алкоголизма

2012-06-30

Существует несколько стадий профилактики заболевания: первая, когда болезнь можно предупредить, вторая, когда болезнь возникла, но есть способы сдерживать темпы ее развития и предупредить осложнения, и третья стадия, когда необходим комплекс реабилитационных мер.

Что касается подростковой наркомании и алкоголизма, то первой стадией здесь будет предотвращение условий и поведения, при которых возможно обращение к нарокитическим средствам.

На второй стадии профилактики следует принимать меры, которые препятствуют рецедивам. Эти меры возможны на ранней стадии наркомании при своевременном успешном лечении.

На третьей стадии необходима реабилитация от тяжелых последствий болезни и предотвращение неоднократных рецедивов и безуспешного лечения.

Меры первой стадии профилактики тесно связаны с причинами подростковой наркомании и детского алкоголизма и направлены, в первую очередь, на их устранение.

Необходимо создать условия для правильного воспитания и становления личностного роста детей и подростков, снабдить их необходимыми знаниями.

Если наркотики и алкоголь по ряду причин являются доступными определенному кругу детей и подростков, то необходима усиленная индивидуальная работа с каждым отдельным ребенком. Условием успеха первичной профилактики является ее массовость и в то же время дифференцированной личностной направленностью. Прежде всего она должна повышать наркоустойчивость детей и подростков. Чем раньше начата работа, тем она успешней.

Наркоустойчивость каждого подростка напрямую зависит от уровня развития его личности. Необходимо развивать в детях самостоятельность мышления, ответственность за свои поступки и решения.

Прежде всего необходим информационный подход к первичной стадии профилактики. Важна широкая и убедительная информация о наркотиках и последствиях их употребления. Дети должны получать эту информацию не от сверстников, а от компетентных и ответственных взрослых. Полная информированность формирует первый толчок к отказу от курения, алкоголя и наркотиков.

Информационному подходу должен сопутствовать педагогический подход, который должен быть направлен на предотвращение девиантного поведения, отказ от вредных привычек. Особое внимание следует обратить на педагогически запущенных детей, а также детей из неблагополучных семей и семей, где наблюдаются напряженные отношения между родителями.

Нельзя снимать со счетов и правоохранительный подход, который подразумевает формы работы по предотвращению азартных игр среди подростков, самовольные уходы из семьи, уклонение от посещений школы, участие в ассоциальных детских и подростковых группах.

Очень важно понимать, что к употреблению наркотиков прежде всего склонны дети с неразвитой эмоциональной сферой, дети с "зажатыми" эмоциями, не привыкшие или не умеющие давать выход своим чувствам. Поэтому очень важны в детской и подростковой среде организация эмоционально насыщенных мероприятий: соревнований, праздников, спортивных и туристических мероприятий, активного творчества.

Необходимо формировать у детей и подростков жизненные ценности, из которых наркотики и алкоголь были бы естественным образом исключены.

Следует учитывать особенности и потребности подросткового возраста: стремление к протесту и риску. Для этого стоит проявить находчивость в организации зрелищных и захватывающих мероприятий, где подростки могли бы испытать острые ощущения и проявить двигательную активность, не прибегая к действию алкоголя и наркотиков.

Хорошо проявляет себя воспитание здорового образа жизни, который способствует воспитанию здоровой личности со здоровыми позитивными ценностями.

Особое значение в наше время приобретает этно-культурный подход. Его особенностью является рассмотрение явления наркомании, как выражение кризиса сознания и кризиса культуры на современном этапе развития цивилизации. Этот кризис следует рассматривать не как тотальный упадок цивилизации, а как временное рассогласование между внутренней и внешней средой человека.

Каждый из рассмотренных подходов имеет свои возможности и ограниченния, поэтому все они должны сопрововждаться глубоко личностным подходом к каждому ребенку, который направлен на решение противоречий периода взросления у подростков. Положительные результаты приходят, если подросток получает помощь в решении своих проблем и задач взросления.

Задачи взросления всегда связаны с выбором, который может сделать подросток, и поэтому у него всегда три варианта: проявить самостоятельность и способствовать развитию своей личности, приспособиться к сложившейся ситуации или избежать ответственности и попасть в зависимость. Необходимо научить подростка принимать ответственные решения, укрепляя независимость его личности. Ответственные решения снимают фоновые напряжения в теле подростка, повышают его доверие к самому себе и своим силам, укрепляют его независимость от среды и обстоятельств.

Психологические исследования показали, что нерешенные вовремя проблемы взросления подростка приводят его в последствии к образованию различных комплексов неполноценности, развивают в нем различные виды зависимостей, формируют у него ощущение личностной несостоятельности и в конце концов способствуют возникновению психосоматических заболеваний.

Известно, что адаптивная личность, то есть личность, которая выбирает своим выходом приспособиться к существующим условиям наиболее подвержена к наркотической зависимости. Испытание, при первом употреблении наркотика или алкоголя ощущения эйфории, как средства избавиться от психической и физической напряженности, ощущения нереальных сверх возможностей, делает сильным искушением такое решение своих проблем для инфальтивной, несамостоятельной личности.

Известно, что для всех, ставших наркоманами в период взросления, свойственно переживание острой неудовлетворенности в признании, уважении, любви, принадлежности к значимой группе. И в основе этой неудовлетворенности лежит глубокое убеждение в недостижимости этих потребностей.

Очень важным условием является воспитание устремленной личности. Устремленная личность не только знает, чего хочет, но и действует. Именно действие, успешное или нет, рождает ощущение достижимости цели. Однажды возникнув, устремления становяться качеством личности. Цели могут меняться, но привычка хотеть и действовать для достижения своих желаний остается навсегда. Сначала это происходит путем организации среды (семьи, общества), а потом переходит в самоорганизацию личности.

Развитие устремлений в личности подростка может выступать побудительной силой проявления самостоятельности и ответственности в процессе решения актуальных задач взросления. А решение этих задач может стать условием развития устремлений в личности подростка.

Если для первичной профилактики достаточно бывает организации среды, то для вторичной профилактики, в условиях, когда наркотики уже попробованы подростком, воспитание в нем устремленности является необходимым условием его выздоровления. Это происходит потому, что устремленность рождает активность, которая исключает возврат к наркотикам.

Счастье, когда удается достигнуть воспитания устремленности в подростке на первом этапе профилактики. Это является практически полной гарантией жизни без наркотиков.

Подросток прибегает к наркотикам, как к средству решить свое плохое самочувствие на физическом и психическом уровне. А плохое самочувствие есть результат неумения разрешать свои внутренние конфликты. Этому, к сожалению, не учат наших детей ни в семье, ни в школе.

Здоровый образ жизни в подростковом возрасте не кажется привлекательным. Все, что принято называть занятостью подростка: книги, экскурсии, самодеятельность, участие в олимпиадах, само по себе не обеспечивает ему психологическую устойчивость, все это чаще всего лишь занимает его свободное время, объективно отвлекая его от наркомании, не факт, что это отвлекает его и на субъективном уровне.

Необходимо, проводя эти мероприятия, создавать для каждого подростка ситуацию внутренней вовлеченности, когда его "Я хочу" могло бы подтверждаться "Я могу".

Методы профилактики, лишенные личной активности самого подростка, всегда будут давать сбой по субъективным причинам в ситуациях неоднозначного выбора.

Эффективные программы личностно-ориентированного вовлечения подростков в деятельность, предупреждающую наркотическую зависимость, существуют. Родителям и воспитателям необходимо искать их и применять в своей практике.

Просмотров: 204

Метки: Наркомания, Алкоголизм, Вредные привычки

Нижний рекламный блок Google

Еще записи по теме:

Подростковая наркомания. Профилактика наркомании в семье
Причины подростковой наркомании и детского алкоголизма

Блок быстрый поиск